Биография | Телефоны | Фото | Позиция | Цитаты | Пресса | Главная |
ПОЗИЦИЯ
Первые 100 дней Владимира ПУТИНА (2000 год)
26 марта - То,
что Путин станет президентом, ни у
кого не вызывает сомнений. Главная
интрига - победит ли он уже в первом
туре. За неделю до голосования СПС в
лице Чубайса и Кириенко объявляет о
поддержке кандидата Путина.
Либеральная общественность,
напуганная предвыборной риторикой
Путина, образом человека спецслужб
и жестокой войсковой операцией в
Чечне, критикует лидеров правых и в
отношении к Путину насторожена и
расколота. Кириенко сообщает, что
поддержка обусловлена вхождением
экономистов из ЦСР в правительство.
Около часа ночи победа в первом
туре становится почти очевидной.
Путин
дает
пресс-конференцию, на которой
выражает благодарность Лужкову,
Примакову и Зюганову, которых, по
его мнению, всегда отличала
государственная позиция. В Москве
Путину не удалось преодолеть
50-процентный барьер.
30 марта -
На совещании у
Путина формируется костяк будущей
исполнительной власти: рабочая группа
по координации работы
правительства, администрации и
Центра Грефа, в которую входят
Волошин, Касьянов, Кудрин и Греф.
Греф заявляет, что программа ЦСР
будет окончательно готова к концу
мая и что сам он не хочет входить в
правительство. Вопрос о
правительстве выходит на первый
план. За кадровый состав борются
две группировки:
либералы-"питерцы" и старая
кремлевская гвардия; первую
олицетворяют Кудрин и Греф, вторую -
Волошин и Касьянов.
3 апреля - Стало известно о
закулисных переговорах
"Сибирского алюминия" и
акционеров "Сибнефти"
(кремлевских олигархов
Березовского и Абрамовича), которые
до этого находились в
недружественных отношениях, о
создании мега-холдинга "Русский
алюминий". Путин дает понять, что
поддерживает укрупнение
российских компаний для активного
продвижения на мировой рынок. В то
же время холдинг финансово и
информационно непрозрачен, и,
согласно утечкам в прессу, Путин
санкционировал сделку, но дал
Абрамовичу и Дерипаске время "на
легализацию" до осени.
4 апреля - Путин
отзывает
социального вице-премьера
Валентину Матвиенко из Петербурга
обратно в Москву - ее предвыборная
кампания на питерских выборах на
этом заканчивается (рейтинг
Матвиенко не поднимается выше 14%), у
действующего губернатора Яковлева
не остается конкурентов.
Заявленный еще на похоронах
Собчака поход против Яковлева
бесславно окончен. Отзыву
Матвиенко предшествуют слухи о
переговорах Яковлева с
Березовским, а само решение следует
после аудиенции Яковлева у
Волошина. На следующее утро Путин
неожиданно останавливается в
Петербурге по дороге в Мурманск под
неубедительным предлогом нелетной
погоды.
12 апреля - Путин
назначает своим
советником экономиста Андрея
Илларионова, известного
ультра-либеральными взглядами.
14 апреля -
Дума
ратифицирует договор СНВ-2 288 голосами
(против - коммунисты и аграрии). Во
многом символическая ратификация
стала весьма показательным шагом:
Путин перехватывает инициативу у
"левых" в "отстаивании
интересов России" и формулирует
новую внешнеполитическую доктрину
накануне своего первого
международного визита, кроме того -
ратификация впервые демонстрирует
возможность в Думе
не-коммунистического большинства.
15-17 апреля - Первое международное
турне Минск-Лондон-Киев.
Презентация нового курса
президента Путина в Лондоне
проходит успешно, насколько это
возможно в отсутствии
сформированного правительства и
чеченского фона, еще не отошедшего
на второй план.
На встрече с
британскими предпринимателями
Путин впервые твердо заявляет о
следовании принципам либеральной
рыночной экономики. Визит в Лондон
стал важным на пути преодоления
"чеченского синдрома" на
Западе.
6 мая - Накануне инаугурации Путин
выступает перед
региональными избиркомами с речью, которую можно
считать его первой реальной
декларацией о намерениях. Путин не
только впервые открыто говорит об
экономическом либерализме, но и
придает своей давней (еще
предвыборной) идее усиления
государства конкретное звучание,
высказавшись в пользу изменения
механизма формирования Совета
Федерации и перехода в будущем к
исключительно мажоритарному
парламенту. Путин заявляет, что
конституция Ельцина позволяет
провести реформу Cовета Федерации,
но недвусмысленно намекает, что
конституционная реформа - тоже не
за горами.
7 мая - Пафосная инаугурация Путина
выдержана в отличие от инаугурации
Ельцина 1996 года не в советских, но -
державно-коронационных тонах, с
исполнением "Славься" Глинки,
торжественным молебном, выходом на
Красное крыльцо и прочей
атрибутикой. "Берегите Россию"
Ельцина стало лейт-мотивом
процедуры. Подают в отставку
правительство и администрация.
10 мая - Как и ожидалось, на пост
премьера внесена кандидатура
Михаила Касьянова. Утверждение
Касьянова считается вопросом
решенным и не является предметом
обсуждения: реальная борьба идет за
кадровый состав и структуру
правительства, в этой борьбе сам
Касьянов уже давно фигурирует в
качестве одного из основных
игроков на стороне
"стабилизаторов", активно
противодействуя укреплению в
правительстве "питерцев".
Варианты программы Грефа попадают
в прессу: выясняется, что это
комплексная и довольно радикальная
право-либеральная программа,
рассчитанная на несколько лет и
затрагивающая все стороны
государственной и общественной
жизни - от экономики до судебной
реформы. Начинается ее обсуждение и
критика.
11 мая - Первый "наезд" на
"Мост": офисы холдинга
"Медиа-Мост" в Палашевском
переулке и компании
"НТВ-Интернет" и "Мемонет"
в Переяславском переулке блокируют
автоматчики в масках. Обыски
продолжаются до вечера. По версии
Генпрокуратуры, обыски связаны с
уголовным делом в отношении службы
беозпасности "Моста",
занимавшейся слежкой за
государственными служащими и
сотрудниками компании. Версия
"Моста": "наезд" - акция
устрашения, связанная с
антикоррупционными
расследованиями "мостовских"
журналистов против некоторых
руководителей ФСБ. "Мост"
обвиняет кремлевского
администратора Волошина, в том, что
он дал санкцию на обыск, и ФСБ - в
том, что она этой санкцией
воспользовалась. Админстрация
через утечки в прессе
неубедительно отмежевывается от
обысков. Путин, как утверждается, об
акции и ее подготовке ничего не
знал.
12 мая - Путин подписывает свой
первый реформаторский
федеративный указ о разделении
страны на семь федеральных округов,
в которые направляются
представители президента,
наделяемые широкими контрольными
полномочиями. "Нарезка"
округов совпадает с географией
советских военных округов, что дает
основания для пугающих медитаций в
прессе. Деление на округа
соответствует положениям
программы Грефа - в опубликованных
в прессе вариантах фигурирует
именно такая мера. Кремль,
успокаивая губернаторов,
объясняет, что указ реформирует
администрацию президента (раньше
представители были во всех 89
субъектах), а не региональное
управление и федерализм. Семь еще
не назначенных полпредов
приравниваются в ранге к
вице-премьерам и заместителям
администрации президента. Накануне
Путин подписывает три других
демонстративных указа,
приостанавливающих действие
местных актов Амурской области и
Ингушетии, а также обязующих
Башкортостан привести
законодательство в соответствие с
конституцией.
16 мая -
Путин обнародует указ
о создании "Росспиртпрома", в который
объединяются все государственные
пакеты акций предприятий отрасли и
который имеет все шансы стать
монополистом и оказывать
доминирующее влияние на
государственное регулирование
отрасли. Спиртомонополия выглядит
наступлением на экономические
позиции региональных лидеров,
контролирующих местное
алкогольное производство от имени
государства. Руководителем
холдинга неожиданно назначается
никому не известный Зивенко;
начинается громкая борьба за завод
"Кристалл".
17 мая - Дума утверждает Касьянова
премьером рекордными 325 голосами
(больше, чем у Примакова). Интрига
вокруг правительства накануне
голосования обострилась до
предела: пока Касьянов второй день
подряд проводил консультации с
коммунистами и дистанцировался от
программы Грефа, сам Греф был
вызван в Думу путинской фракцией
"Единство" для
демонстративной поддержки. Правые
и "Единство" объявили, что,
голосуя за Касьянова, голосуют за
программу.
Утверждение Касьянова премьером
стало, как теперь понятно, первым
публичным столкновением Путина с
собственной администрацией,
выразившемся в политическом
парадоксе, впоследствии ставшим
привычным: кремлевское
"Единство" воюет с кремлевским
же кандидатом Касьяновым. Кремль
перестает существовать как единое
политическое целое.
Совет Федерации утверждает нового
генпрокурора - Владимира Устинова.
Утверждению сопутствует интрига:
накануне во всех переговорах
фигурирует фамилия Дмитрия Козака,
кандидатуру которого комитет по
законодательству Совета Федерации
успел даже обсудить и одобрить.
Фамилия Устинова появляется в
президентском представлении в
самый последний момент. В этот же
день, не успев поздравить нового
премьера, Путин выступает с
телеобращением по центральным
каналам, в котором объявляет, что
направил в Думу пакет федеративных
законопроектов, "продолжающих
линию указа от 12 мая" (о
полпредах): об изменении механизма
формирования Совета Федерации; о
введении механизма федерального
вмешательства в дела региона; о
введении механизма вмешательства
региональных лидеров в местное
самоуправление. Путин объясняет
цель федеративной реформы:
"восстановление в стране
властной вертикали"; "Настал
момент отделить партийные,
местнические и личные амбиции от
жесткой необходимости укреплять
государственность и усиливать
власть". Путин заявляет, что из
нарушений Конституции и
законодательства в регионах "по
капле вызревает сепаратизм,
который подчас становится
плацдармом для еще более опасного
зла - международного терроризма".
Суть самих законопроектов выглядит
туманной. В Кремле идет борьба
вокруг нескольких их вариантов.
Законопроекты несколько дней
добираются до думских кабинетов,
когда, наконец, их недоработанность
и авторитарно-сырой вид становятся
заметны. Начинаются переговоры: их
главным итогом становится
негласный консенсус между Думой и
Кремлем относительно поправок к
проектам, которые должны быть
приняты уже во втором чтении.
18 мая - Борьба вокруг первого
правительства Путина
заканчивается компромиссом: Кудрин
совмещает посты вице-премьера и
министра финансов, становясь
де-факто вторым человеком в
правительстве. Греф становится
руководителем укрупненного
Минэкономики. Отраслевые
министерства и ведомства остаются
по большей части за людьми
кремлевско-волошинской команды.
Однако вопросы стратегии явно
закреплены за "питерцами":
Кудрин проводит все важнейшие
переговоры с Думой по
экономической реформе, он же
сопровождает Путина в заграничных
поездках, часто - в компании Грефа.
Путин
объявляет о
назначениях семи полпредов президента в
федеральных округах. Лидер СПС
Кириенко, глава Поволжского округа,
выглядит белой вороной: из
остальных шести пять - выходцы из
силовых структур.
Северо-Кавказский округ
(впоследствии Южный) отдан генералу
Казанцеву, Дальневосточный -
генералу Пуликовскому, Центральный
- экс-фсбэшнику и главе налоговой
полиции Питера Полтавченко,
Уральский - бывшему замминистра
внутренних дел следователю
Латышеву, Северо-Западный -
одиозному соратнику Путина
Черкесову, известному личным
участием в преследовании
ленинградских инакомыслящих на
рубеже 70-80-х гг. Единственный, кроме
Кириенко, штатский - руководитель
Сибирского округа Драчевский,
бывший министр по делам СНГ,
пришедший на свой пост в эпоху
влияния Березовского в этой сфере.
Впоследствии Путин своим указом
вводит полпредов в Совет
Безопасности, усиливая роль этого
органа в качестве второй
администрации (политбюро) и выводя
полпредов из подчинения
администрации Волошина.
23 мая -
Президент направил в
Думу послание о налоговой реформе (в то время как в
правительстве еще шли дебаты о ее
параметрах). Анонсированы
масштабные шаги: установление
единой ставки подоходного налога,
уменьшение ставок взносов во
внебюджетные фонды и их замены
единым соцналогом, отмена
налоговых льгот, отмена налогов с
оборота. Снижение налоговых ставок
предполагается компенсировать
ростом акцизов. Одновременно
предполагается ужесточить
налоговую дисциплину. В целом
налоговая база федерального
бюджета в результате этих действий
даже увеличивается, уменьшаются
доходы региональных бюджетов.
Несмотря на определенную
решительность налоговые
предложения все же не выглядят
полноценной налоговой реформой,
поскольку ведут, в основном, к
снижению номинального, а не
реального налогового бремени.
24 мая - Вслед за визитом Путина в
Среднюю Азию следует сенсационное
заявление Ястржембского о
возможности нанесения
превентивных авиаударов по базам
талибов на территории Афганистана.
Готовность к ударам по очереди
подтверждают МИД, Минобороны и
секретарь Совета Безопасности
Сергей Иванов. Заявление явно
приурочено к заседанию Совета
коллективной безопасности России,
Белоруссии, Казахстана,
Таджикистана, Киргизстана и
Армении, продемонстрировавшему
солидарность бывших республик в
противодействии радикальному
исламу, и имеет целью обозначить
среднеазиатский регион как зону
российских интересов.
27 мая - Предвыборное движение
"Единство" на торжественном
съезде преобразуется в полноценную
партию, поглощая НДР, "Всю
Россию" и некотрые
полумифические партийные
образования. Выступление Путина на
съезде подтверждает его
родственные отношения с
"Единством", однако
по-прежнему "Единство"
остается партией Путина, но не
Путин - лидером "Единства".
Лидером остается
"чрезвычайщик" Шойгу, де-факто
активно не участвующий в
политическом процессе.
Вопрос о политическом
позиционировании "Единства"
по-прежнему не решен. Внутри
руководства движения неявно
обозначились две группы - стоявшие
у истоков предвыборного
"Единства" кремлевские
технологи и руководство думской
фракции, олицетворенное Грызловым.
Кремль по-прежнему заявляет о
желательности сведения партийной
системы к
двух-трех-четырех-партийной. Однако
их конфигурация пока не вполне
ясна.
29 мая - После дружеских объятий
президентов России и Белоруссии
игрушечный союзный парламент
утверждает бюджет Союза. По размеру
и сути
он больше похож
на бюджет внебюджетного фонда
и призван в
основном продемонстрировать
взаимное стремление к интеграции и
проинвестировать несколько
лоббистски успешных программ вроде
курируемого Павлом Бородиным
"Союзного телевизора".
30 мая -
Появляются данные,
что
экономический рост, которым так
долго гордилась исполнительная
власть, остановился. Факторы роста
практически исчерпались. Президент
и правительство рассчитывают, что
рост возобновится после снижения
налогового бремени и сокращения
государственных расходов.
31 мая - Дума с легкостью принимает
все три федеративных законопроекта
Путина в первом чтении. За проект о
реформе Совета Федерации голосуют
362 депутата. Все фракции ждут вторых
и третьих чтений, когда проекты
законов должны сильно измениться.
Накануне голосования с резкой
критикой федеративной реформы
выступает Борис Березовский,
заявляющий, что образование
федеральных округов может привести
к дезинтеграции страны, а в
проектах законов содержатся
"запредельные, вопиющие правовые
нарушения". Недовольство
губернаторов, расчитывающих на
"мягкие" договоренности с
Путиным, пока выражено слабо.
В тот же день, вслед за Налоговым,
президент
публикует
Бюджетное послание. Бюджет будет
бездефицитным и ориентированным на
выплату и сокращение внешнего
долга. С подачи Минфина
анонсируется снижение объема
гособязательств, переход на
адресную социальную и жилищную
помощь, сокращение госаппарата и
неэффективных государственных
инвестиционных программ. Вскоре
после инаугурации Путина
правительство уже объявляло, что
бюджет следующего года
должен быть
бездефицитным. Этот принцип
президент и правительство решили
сделать структурообразующим.
2 июня -
В интервью
Би-би-си Путин выступает с
инициативой создания единой
общеевропейской ПРО, которая была бы
направлена "на нейтрализацию
угроз против США, России, наших
союзников в Европе в целом". Эта
инициатива, предваряющая визит
Клинтона, является ответом на
недовольство европейских лидеров
американскими замыслами
стратегической ПРО. Европа
облегчила Путину переговоры с
Клинтоном: американцы, еще не
приехав в Москву, отказались от
резких шагов по выходу из ПРО.
Впоследствии, когда Россия будет
настаивать на своей идее, станет
понятно, что речь идет о
тактической общеевропейской ПРО,
невозможной без американского
участия. Переговоры военных с НАТО
пойдут крайне тяжело - американцы
обвинят Россию в желании вбить клин
между Европой и Америкой и объявят
о полном непонимании технической
стороны дела. Министр обороны
Сергеев так и не сможет внятно
объяснить, о чем, собственно, идет
речь.
3 июня - Указом Путина сформирована
президентская администрация. Сам
Волошин специальным указом
утвержден в должности
администратора неделей раньше,
новым указом расписаны обязанности
заместителей. Дмитрий Медведев,
человек Путина, становится первым
заместителем главы администрации,
место второго первого заместителя,
ранее принадлежавшее
Шабдурасулову, вакантно: на него
претендуют заместители - Дмитрий
Козак, до сих пор проигрывавший
Волошину все аппаратные битвы, и
Владислав Сурков, правая рука
Волошина и автор большинства
внутриполитических интриг
последнего года. Указ фиксирует
баланс сил в Кремле: люди Волошина
уже сильно разбавлены людьми
Путина.
4-5 июня - Итоги визита Клинтона в
Москву признаны близкими к нулевым.
Подписано неконкретное заявление о
принципах политической
стабильности, из которого следует
только, что из Договора по ПРО
Америка рано или поздно выйдет.
Никаких дипломатических прорывов;
заманчивые экономические
предложения, на которые перед
визитом намекала пресса, не
последовали. Клинтон московским
визитом преследовал
внутриполитические цели, облегчая
демократу Гору российскую
предвыборную риторику и
символически обозначив Россию как
зону американских интересов.
Клинтон демонстративно пришел на
принадлежащее
олигарху-оппозиционеру Гусинскому
"Эхо Москвы", где сделал
декларации насчет свободы прессы.
Выступление Клинтона в Думе не
произвело ни на депутатов, ни на
общественность никакого
впечатления.
6-7 июня - Путин проводит успешный
визит в Италию, декларируя (на фоне
переговоров с Клинтоном)
самостоятельное европейское
направление российской политики.
Инициатива российско-европейской
ПРО в Италии, резко выступавшей
против американских планов,
встречена вполне благожелательно.
Путин продолжает начатую в Лондоне
традицию твердо либеральных
выступлений перед деловыми
элитами, полностью соответствующих
принципам программы Грефа. Борьба
за инвестиции идет, как отмечают
комментаторы, складно. С Путиным в
Рим поехал московский мэр Лужков.
7 июня - Борьба между Путиным и
губернаторами принимает, наконец,
публичный характер. Совет
Федерации, по собственной
инициативе взявшись за обсуждение
федеративных законопроектов,
проводит истерическое заседание,
на котором резко критикует
федеративную реформу, создает
согласительную комиссию и
предлагает 16 поправок к проекту
закона о формировании сената,
требуя сохранить за губернаторами
право отзывать своих
представителей, настаивая на
принципе постепенной ротации и пр.
Недовольство усугубляется
кулуарными разговорами о том, что
компенсации потерь, о которых Путин
объявил региональным лидерам в
своем телеобращении, могут быть у
них отобраны. Представители
президента дают понять, что
компромисс с Советом Федерации
мало реален.
8 июня - Анонсирован визит Путина в
Северную Корею по дороге на Окинаву
в 20-х числах июля. Сенсационная
новость приходится аккурат на
переговоры между российскими и
американскими военными по
нестратегической ПРО, направленной
преимущественно против
коммунистического корейского
режима. Цели поездки не разъяснены.
Очевидно, Россия, за 10 лет реформ
полностью уступившая свое влияние
в Пхеньяне китайцам, стремится его
восстановить и принять активное
участие в процессе объединения
двух Корей: о визите в КНДР
объявлено за несколько дней до
исторического саммита Ким Чен Ира и
Ким Дэ Чжуна в Пхеньяне.
9 июня -
После одобрения
плоской ставки подоходного налога и налоговых
льгот,
Дума одобряет еще и
регрессивную ставку соцналога. Думские
дискусии по спорным вопросам
соцналога четко показывают, что как
из Кремля, так и из правительства
депутаты получают противоречивые
сигналы. В итоге депутаты принимают
решение, нарушающее договоренность
правительства с Пенсионным фондом:
парламентарии хотят включить
пенсионные взносы в единый
соцналог уже со следующего года.
Кроме того, депутаты предложили
более радикальную, нежели
правительство, нижнюю ставку
социального налога - 2%. Наблюдатели
оценивают этот неожиданный демарш,
как удар, нанесенный Путиным, по
позициям волошинской команды.
13 июня - Арестован Владимир
Гусинский. Из офиса Генпрокуратуры,
куда он был вызван, его отправляют в
Бутырскую тюрьму. Арест Гусинского
по подозрению в совершении
махинаций на сумму 10 млн. долларов
(дело "Русского видео") застает
Путина в Мадриде, прямо перед
аудиенцией у испанского короля
Хуана Карлоса. Первая реакция
Путина крайне сбивчива: он
заявляет, что арест Гусинского для
него неожиданость и
"сомнительный подарок",
настаивает на независимости
органов прокуратуры, у которых, как
он надеется, были достаточные
основания. Замечание Путина о том,
что он не может связаться с
генеральным прокурором, становится
главным информационным проколом
Путина.
Канал НТВ организует "Глас
народа", где с наиболее резким
заявлением выступает Борис Немцов,
потребовавший от Путина
незамедлительно уволить
кремлевского администратора
Волошина. Общественное мнение
складывается не в пользу Путина -
политическая элита настойчиво
требует освобождения Гусинского.
Вашингтон также делает замечание.
Топ-менеджер "Моста" Малашенко
отправляется в Мадрид, где делает
заявления о репрессиях и
тоталитарных импульсах новой
власти. Визит Путина в Мадрид
испорчен совершенно.
14 июня - Вскоре после встречи с
Путиным глава Счетной палаты
Степашин
вносит в Бюджетный
комитет законопроекты, сильно
расширяющие ее полномочия. Похоже, что
президент высказал общее одобрение
планам Степашина - ему нужен
альтернативный орган, который
владеет информацией по
деятельности и Минфина, и крупных
корпораций, и министерств. Палата
превращается в своеобразного
внешнего аудитора экономической
деятельности правительства
(аналогичным образом Путин
постоянно усиливает Совет
Безопасности в качестве
своеобразной альтернативы
администрации президента). В то же
время такие инициативы главы
Палаты как право безакцептного
списания средств со счетов,
приравнивающие полномочия Палаты к
правам судебной власти, не получили
"автоматического" одобрения.
По совету Путина Степашин
готовится к проверке крупнейших
госкорпораций.
16 июня - Под давлением
общественного мнения, вынудившего
Путина уже в Берлине публично
охарактеризовать арест чрезмерной
мерой, вечером Гусинского
освобождают под подписку о
невыезде. Ему предъявлено
обвинение в мошенничестве с
отягчающими обстоятельствами.
Изменение меры пресечения
разрешает острую фазу кризиса
вокруг Гусинского, отразившегося
на всех внутриполитических
процессах. Федеративная реформа,
также дающая поводы разговорам об
авторитарной угрозе, вызывает уже
меньшее единодушие в Думе:
либеральные фракции говорят о
возможном разрушении согласия
вокруг реформы. Между тем деловая
часть визита в ФРГ выглядит вполне
успешной.
После временного затишья Гусинский
появляется в прямом эфире НТВ (и CNN,
которое транслирует этот эпизод) и
обвиняет Путина в том, что тот лично
санкционировал его арест, а
администратор Волошин, напротив,
узнал о нем из новостей. СМИ
Гусинского выстраиваются в жесткую
оппозицию Путину. Намечается
необъявленная оппозиционная
коалиция Гусинского с Березовским.
22 июня - После истории с Гусинским
бизнес-сообщество не совсем
адекватно воспринимает смутное
намерение Прокуратуры
опротестовать приватизацию
"Норильского никеля". Однако
эта история не имела сенсационного
продолжения:
Владимир Потанин
попросил президента о
вмешательстве, вскоре Владимир
Путин встретился с
предпринимателем, и после того
претензии Прокуратуры как-то
растаяли в воздухе. Попытки СМИ
представить арест Гусинского чуть
ли не как войну президента или его
администрации с российским
бизнесом лопнули, как мыльный
пузырь.
23 июня - Дума принимает во втором и
третьем чтении законопроект о
реформе Совета Федерации - в
кремлевской редакции и полностью
прокатив все предложенные
губернаторами поправки.
Губернаторам не отдана ни мягкая
ротация, ни возможность отзывать
сенаторов и назначать своих
представителей самостоятельно.
Закон, чреватый новым витком
противостояния между Путиным и
сенатом, принят зыбким
конституционным большинством в 308
человек - на пути от первого чтения
31 мая Дума потеряла 54 голоса в
поддержку закона: прямое следствие
давления со стороны губернаторов,
Березовского и кризис вокруг
Гусинского.
28 июня - Разогретый профильными
комитетами и руководством палаты
Совет Федерации, впервые
организовав тайное голосование, 129
голосами против 13 наложил вето на
закон о сенате. В ответ на резкую
дипломатию и попытку взять на испуг
со стороны Кремля губернаторы
отказались и от ими же
инициированной согласительной
комиссии, встав в позу решительного
противостояния. Дума начала
готовиться к преодолению вето, но
ближе к вечеру, понимая, что неудача
с преодолением вето может
решительно повлиять на судьбу
реформы и неуверенный в наличии
необходимой поддержки в Думе, Путин
через Думу выдвигает сенату
агрессивно-примирительный
ультиматум, требуя срочно (уже
поджимают сроки думской сессии)
принять решение о согласительных
процедурах.
В затянувшемся конфликте Совет
Федерации распространит
согласительные процедуры и на
остальные два федеративных закона,
в первую очередь, на принятый во
втором чтении закон о местном
самоуправлении. Кроме мягкой
ротации, возможности отзыва
сенаторов и самоличного назначения
губернаторских представителей,
сенат требует переголосовать
поправку, лишающую губернаторов
возможности отстранять от
должности местных руководителей.
28 июня - Правительство утверждает
программу радикальных
экономических реформ Германа
Грефа.
По словам
разработчиков, им не пришлось
отказываться от принципиальных
положений. Идеология программы -
создание приемлемых условий для
ведения нормального бизнеса и
осуществления инвестиций в России.
Декларируется защита прав
собственности, создание равных
условий конкуренции, нахождение
оптимального баланса участия
государства в экономике, изменение
социального контракта между
государством и обществом.
Планируется снизить уровень
вмешательства государства в
экономику. Локомотивом
экономического роста должен стать
частный капитал. Однако программа
недостаточно конкретна, и у
профильных министерств есть масса
возможностей выхолостить
содержание планируемых реформ.
3 июля -
Путин и Касьянов
с удовлетворением подводят итоги
состоявшихся на
днях собраниях акционеров
"Газпрома", РАО ЕЭС и
Сбербанка. Везде государству
удалось усилить свое влияние.
Особенно это чувствуется в газовой
монополии: Вяхирева теперь можно
снять простым большинством голосов
Совета директоров, причем у самого
"Газпрома" в нем только 4 места
из 11. Всегда спорная кандидатура
Чубайса прошла в Совет директоров
энергетической монополии только
благодаря частным акционерам.
Таким образом, государство
несколько дистанцировалось от
разработанной командой Чубайса
концепции реструктуризации.
Путин впервые проводит совещание,
посвященное кредитно-денежной
политике. В Кремль были приглашены
первые лица правительства и Виктор
Геращенко. Как выяснилось,
президента беспокоит
нарастающая инфляция и одновременно
возможность сильной ревальвации
рубля, к которой склонен ЦБ. Глава
государства, таким образом, задал
Минфину и ЦБ задачу: как избежать
крайностей этих процессов, а также
продемонстрировал, что следит не
только за ВВП и бюджетом, но и за
основными параметрами
денежно-кредитных отношений.