Биография Телефоны Фото Позиция Цитаты Пресса Главная

ПОЗИЦИЯ

Первые 100 дней Владимира ПУТИНА (2000 год)

26 марта - То, что Путин станет президентом, ни у кого не вызывает сомнений. Главная интрига - победит ли он уже в первом туре. За неделю до голосования СПС в лице Чубайса и Кириенко объявляет о поддержке кандидата Путина. Либеральная общественность, напуганная предвыборной риторикой Путина, образом человека спецслужб и жестокой войсковой операцией в Чечне, критикует лидеров правых и в отношении к Путину насторожена и расколота. Кириенко сообщает, что поддержка обусловлена вхождением экономистов из ЦСР в правительство. Около часа ночи победа в первом туре становится почти очевидной. Путин дает пресс-конференцию, на которой выражает благодарность Лужкову, Примакову и Зюганову, которых, по его мнению, всегда отличала государственная позиция. В Москве Путину не удалось преодолеть 50-процентный барьер.
30 марта -
На совещании у Путина формируется костяк будущей исполнительной власти: рабочая группа по координации работы правительства, администрации и Центра Грефа, в которую входят Волошин, Касьянов, Кудрин и Греф. Греф заявляет, что программа ЦСР будет окончательно готова к концу мая и что сам он не хочет входить в правительство. Вопрос о правительстве выходит на первый план. За кадровый состав борются две группировки: либералы-"питерцы" и старая кремлевская гвардия; первую олицетворяют Кудрин и Греф, вторую - Волошин и Касьянов.
3 апреля - Стало известно о закулисных переговорах "Сибирского алюминия" и акционеров "Сибнефти" (кремлевских олигархов Березовского и Абрамовича), которые до этого находились в недружественных отношениях, о создании мега-холдинга "Русский алюминий". Путин дает понять, что поддерживает укрупнение российских компаний для активного продвижения на мировой рынок. В то же время холдинг финансово и информационно непрозрачен, и, согласно утечкам в прессу, Путин санкционировал сделку, но дал Абрамовичу и Дерипаске время "на легализацию" до осени.
4 апреля - Путин
отзывает социального вице-премьера Валентину Матвиенко из Петербурга обратно в Москву - ее предвыборная кампания на питерских выборах на этом заканчивается (рейтинг Матвиенко не поднимается выше 14%), у действующего губернатора Яковлева не остается конкурентов. Заявленный еще на похоронах Собчака поход против Яковлева бесславно окончен. Отзыву Матвиенко предшествуют слухи о переговорах Яковлева с Березовским, а само решение следует после аудиенции Яковлева у Волошина. На следующее утро Путин неожиданно останавливается в Петербурге по дороге в Мурманск под неубедительным предлогом нелетной погоды.
12 апреля - Путин
назначает своим советником экономиста Андрея Илларионова, известного ультра-либеральными взглядами.
14 апреля -
Дума ратифицирует договор СНВ-2 288 голосами (против - коммунисты и аграрии). Во многом символическая ратификация стала весьма показательным шагом: Путин перехватывает инициативу у "левых" в "отстаивании интересов России" и формулирует новую внешнеполитическую доктрину накануне своего первого международного визита, кроме того - ратификация впервые демонстрирует возможность в Думе не-коммунистического большинства.
15-17 апреля - Первое международное турне Минск-Лондон-Киев. Презентация нового курса президента Путина в Лондоне проходит успешно, насколько это возможно в отсутствии сформированного правительства и чеченского фона, еще не отошедшего на второй план.
На встрече с британскими предпринимателями Путин впервые твердо заявляет о следовании принципам либеральной рыночной экономики. Визит в Лондон стал важным на пути преодоления "чеченского синдрома" на Западе.
6 мая - Накануне инаугурации Путин
выступает перед региональными избиркомами с речью, которую можно считать его первой реальной декларацией о намерениях. Путин не только впервые открыто говорит об экономическом либерализме, но и придает своей давней (еще предвыборной) идее усиления государства конкретное звучание, высказавшись в пользу изменения механизма формирования Совета Федерации и перехода в будущем к исключительно мажоритарному парламенту. Путин заявляет, что конституция Ельцина позволяет провести реформу Cовета Федерации, но недвусмысленно намекает, что конституционная реформа - тоже не за горами.
7 мая - Пафосная инаугурация Путина выдержана в отличие от инаугурации Ельцина 1996 года не в советских, но - державно-коронационных тонах, с исполнением "Славься" Глинки, торжественным молебном, выходом на Красное крыльцо и прочей атрибутикой. "Берегите Россию" Ельцина стало лейт-мотивом процедуры. Подают в отставку правительство и администрация.
10 мая - Как и ожидалось, на пост премьера внесена кандидатура Михаила Касьянова. Утверждение Касьянова считается вопросом решенным и не является предметом обсуждения: реальная борьба идет за кадровый состав и структуру правительства, в этой борьбе сам Касьянов уже давно фигурирует в качестве одного из основных игроков на стороне "стабилизаторов", активно противодействуя укреплению в правительстве "питерцев". Варианты программы Грефа попадают в прессу: выясняется, что это комплексная и довольно радикальная право-либеральная программа, рассчитанная на несколько лет и затрагивающая все стороны государственной и общественной жизни - от экономики до судебной реформы. Начинается ее обсуждение и критика.
11 мая - Первый "наезд" на "Мост": офисы холдинга "Медиа-Мост" в Палашевском переулке и компании "НТВ-Интернет" и "Мемонет" в Переяславском переулке блокируют автоматчики в масках. Обыски продолжаются до вечера. По версии Генпрокуратуры, обыски связаны с уголовным делом в отношении службы беозпасности "Моста", занимавшейся слежкой за государственными служащими и сотрудниками компании. Версия "Моста": "наезд" - акция устрашения, связанная с антикоррупционными расследованиями "мостовских" журналистов против некоторых руководителей ФСБ. "Мост" обвиняет кремлевского администратора Волошина, в том, что он дал санкцию на обыск, и ФСБ - в том, что она этой санкцией воспользовалась. Админстрация через утечки в прессе неубедительно отмежевывается от обысков. Путин, как утверждается, об акции и ее подготовке ничего не знал.
12 мая - Путин подписывает свой первый реформаторский федеративный указ о разделении страны на семь федеральных округов, в которые направляются представители президента, наделяемые широкими контрольными полномочиями. "Нарезка" округов совпадает с географией советских военных округов, что дает основания для пугающих медитаций в прессе. Деление на округа соответствует положениям программы Грефа - в опубликованных в прессе вариантах фигурирует именно такая мера. Кремль, успокаивая губернаторов, объясняет, что указ реформирует администрацию президента (раньше представители были во всех 89 субъектах), а не региональное управление и федерализм. Семь еще не назначенных полпредов приравниваются в ранге к вице-премьерам и заместителям администрации президента. Накануне Путин подписывает три других демонстративных указа, приостанавливающих действие местных актов Амурской области и Ингушетии, а также обязующих Башкортостан привести законодательство в соответствие с конституцией.
16 мая -
Путин обнародует указ о создании "Росспиртпрома", в который объединяются все государственные пакеты акций предприятий отрасли и который имеет все шансы стать монополистом и оказывать доминирующее влияние на государственное регулирование отрасли. Спиртомонополия выглядит наступлением на экономические позиции региональных лидеров, контролирующих местное алкогольное производство от имени государства. Руководителем холдинга неожиданно назначается никому не известный Зивенко; начинается громкая борьба за завод "Кристалл".
17 мая - Дума утверждает Касьянова премьером рекордными 325 голосами (больше, чем у Примакова). Интрига вокруг правительства накануне голосования обострилась до предела: пока Касьянов второй день подряд проводил консультации с коммунистами и дистанцировался от программы Грефа, сам Греф был вызван в Думу путинской фракцией "Единство" для демонстративной поддержки. Правые и "Единство" объявили, что, голосуя за Касьянова, голосуют за программу.
Утверждение Касьянова премьером стало, как теперь понятно, первым публичным столкновением Путина с собственной администрацией, выразившемся в политическом парадоксе, впоследствии ставшим привычным: кремлевское "Единство" воюет с кремлевским же кандидатом Касьяновым. Кремль перестает существовать как единое политическое целое.
Совет Федерации утверждает нового генпрокурора - Владимира Устинова. Утверждению сопутствует интрига: накануне во всех переговорах фигурирует фамилия Дмитрия Козака, кандидатуру которого комитет по законодательству Совета Федерации успел даже обсудить и одобрить. Фамилия Устинова появляется в президентском представлении в самый последний момент. В этот же день, не успев поздравить нового премьера, Путин выступает с телеобращением по центральным каналам, в котором объявляет, что направил в Думу пакет федеративных законопроектов, "продолжающих линию указа от 12 мая" (о полпредах): об изменении механизма формирования Совета Федерации; о введении механизма федерального вмешательства в дела региона; о введении механизма вмешательства региональных лидеров в местное самоуправление. Путин объясняет цель федеративной реформы: "восстановление в стране властной вертикали"; "Настал момент отделить партийные, местнические и личные амбиции от жесткой необходимости укреплять государственность и усиливать власть". Путин заявляет, что из нарушений Конституции и законодательства в регионах "по капле вызревает сепаратизм, который подчас становится плацдармом для еще более опасного зла - международного терроризма".
Суть самих законопроектов выглядит туманной. В Кремле идет борьба вокруг нескольких их вариантов. Законопроекты несколько дней добираются до думских кабинетов, когда, наконец, их недоработанность и авторитарно-сырой вид становятся заметны. Начинаются переговоры: их главным итогом становится негласный консенсус между Думой и Кремлем относительно поправок к проектам, которые должны быть приняты уже во втором чтении.
18 мая - Борьба вокруг первого правительства Путина заканчивается компромиссом: Кудрин совмещает посты вице-премьера и министра финансов, становясь де-факто вторым человеком в правительстве. Греф становится руководителем укрупненного Минэкономики. Отраслевые министерства и ведомства остаются по большей части за людьми кремлевско-волошинской команды. Однако вопросы стратегии явно закреплены за "питерцами": Кудрин проводит все важнейшие переговоры с Думой по экономической реформе, он же сопровождает Путина в заграничных поездках, часто - в компании Грефа.
Путин
объявляет о назначениях семи полпредов президента в федеральных округах. Лидер СПС Кириенко, глава Поволжского округа, выглядит белой вороной: из остальных шести пять - выходцы из силовых структур. Северо-Кавказский округ (впоследствии Южный) отдан генералу Казанцеву, Дальневосточный - генералу Пуликовскому, Центральный - экс-фсбэшнику и главе налоговой полиции Питера Полтавченко, Уральский - бывшему замминистра внутренних дел следователю Латышеву, Северо-Западный - одиозному соратнику Путина Черкесову, известному личным участием в преследовании ленинградских инакомыслящих на рубеже 70-80-х гг. Единственный, кроме Кириенко, штатский - руководитель Сибирского округа Драчевский, бывший министр по делам СНГ, пришедший на свой пост в эпоху влияния Березовского в этой сфере. Впоследствии Путин своим указом вводит полпредов в Совет Безопасности, усиливая роль этого органа в качестве второй администрации (политбюро) и выводя полпредов из подчинения администрации Волошина.
23 мая -
Президент направил в Думу послание о налоговой реформе (в то время как в правительстве еще шли дебаты о ее параметрах). Анонсированы масштабные шаги: установление единой ставки подоходного налога, уменьшение ставок взносов во внебюджетные фонды и их замены единым соцналогом, отмена налоговых льгот, отмена налогов с оборота. Снижение налоговых ставок предполагается компенсировать ростом акцизов. Одновременно предполагается ужесточить налоговую дисциплину. В целом налоговая база федерального бюджета в результате этих действий даже увеличивается, уменьшаются доходы региональных бюджетов. Несмотря на определенную решительность налоговые предложения все же не выглядят полноценной налоговой реформой, поскольку ведут, в основном, к снижению номинального, а не реального налогового бремени.
24 мая - Вслед за визитом Путина в Среднюю Азию следует сенсационное заявление Ястржембского о возможности нанесения превентивных авиаударов по базам талибов на территории Афганистана. Готовность к ударам по очереди подтверждают МИД, Минобороны и секретарь Совета Безопасности Сергей Иванов. Заявление явно приурочено к заседанию Совета коллективной безопасности России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана и Армении, продемонстрировавшему солидарность бывших республик в противодействии радикальному исламу, и имеет целью обозначить среднеазиатский регион как зону российских интересов.
27 мая - Предвыборное движение "Единство" на торжественном съезде преобразуется в полноценную партию, поглощая НДР, "Всю Россию" и некотрые полумифические партийные образования. Выступление Путина на съезде подтверждает его родственные отношения с "Единством", однако по-прежнему "Единство" остается партией Путина, но не Путин - лидером "Единства". Лидером остается "чрезвычайщик" Шойгу, де-факто активно не участвующий в политическом процессе.
Вопрос о политическом позиционировании "Единства" по-прежнему не решен. Внутри руководства движения неявно обозначились две группы - стоявшие у истоков предвыборного "Единства" кремлевские технологи и руководство думской фракции, олицетворенное Грызловым. Кремль по-прежнему заявляет о желательности сведения партийной системы к двух-трех-четырех-партийной. Однако их конфигурация пока не вполне ясна.
29 мая - После дружеских объятий президентов России и Белоруссии игрушечный союзный парламент утверждает бюджет Союза. По размеру и сути
он больше похож на бюджет внебюджетного фонда и призван в основном продемонстрировать взаимное стремление к интеграции и проинвестировать несколько лоббистски успешных программ вроде курируемого Павлом Бородиным "Союзного телевизора".
30 мая -
Появляются данные, что экономический рост, которым так долго гордилась исполнительная власть, остановился. Факторы роста практически исчерпались. Президент и правительство рассчитывают, что рост возобновится после снижения налогового бремени и сокращения государственных расходов.
31 мая - Дума с легкостью принимает все три федеративных законопроекта Путина в первом чтении. За проект о реформе Совета Федерации голосуют 362 депутата. Все фракции ждут вторых и третьих чтений, когда проекты законов должны сильно измениться. Накануне голосования с резкой критикой федеративной реформы выступает Борис Березовский, заявляющий, что образование федеральных округов может привести к дезинтеграции страны, а в проектах законов содержатся "запредельные, вопиющие правовые нарушения". Недовольство губернаторов, расчитывающих на "мягкие" договоренности с Путиным, пока выражено слабо.
В тот же день, вслед за Налоговым, президент
публикует Бюджетное послание. Бюджет будет бездефицитным и ориентированным на выплату и сокращение внешнего долга. С подачи Минфина анонсируется снижение объема гособязательств, переход на адресную социальную и жилищную помощь, сокращение госаппарата и неэффективных государственных инвестиционных программ. Вскоре после инаугурации Путина правительство уже объявляло, что бюджет следующего года должен быть бездефицитным. Этот принцип президент и правительство решили сделать структурообразующим.
2 июня -
В интервью Би-би-си Путин выступает с инициативой создания единой общеевропейской ПРО, которая была бы направлена "на нейтрализацию угроз против США, России, наших союзников в Европе в целом". Эта инициатива, предваряющая визит Клинтона, является ответом на недовольство европейских лидеров американскими замыслами стратегической ПРО. Европа облегчила Путину переговоры с Клинтоном: американцы, еще не приехав в Москву, отказались от резких шагов по выходу из ПРО.
Впоследствии, когда Россия будет настаивать на своей идее, станет понятно, что речь идет о тактической общеевропейской ПРО, невозможной без американского участия. Переговоры военных с НАТО пойдут крайне тяжело - американцы обвинят Россию в желании вбить клин между Европой и Америкой и объявят о полном непонимании технической стороны дела. Министр обороны Сергеев так и не сможет внятно объяснить, о чем, собственно, идет речь.
3 июня - Указом Путина сформирована президентская администрация. Сам Волошин специальным указом утвержден в должности администратора неделей раньше, новым указом расписаны обязанности заместителей. Дмитрий Медведев, человек Путина, становится первым заместителем главы администрации, место второго первого заместителя, ранее принадлежавшее Шабдурасулову, вакантно: на него претендуют заместители - Дмитрий Козак, до сих пор проигрывавший Волошину все аппаратные битвы, и Владислав Сурков, правая рука Волошина и автор большинства внутриполитических интриг последнего года. Указ фиксирует баланс сил в Кремле: люди Волошина уже сильно разбавлены людьми Путина.
4-5 июня - Итоги визита Клинтона в Москву признаны близкими к нулевым. Подписано неконкретное заявление о принципах политической стабильности, из которого следует только, что из Договора по ПРО Америка рано или поздно выйдет. Никаких дипломатических прорывов; заманчивые экономические предложения, на которые перед визитом намекала пресса, не последовали. Клинтон московским визитом преследовал внутриполитические цели, облегчая демократу Гору российскую предвыборную риторику и символически обозначив Россию как зону американских интересов. Клинтон демонстративно пришел на принадлежащее олигарху-оппозиционеру Гусинскому "Эхо Москвы", где сделал декларации насчет свободы прессы. Выступление Клинтона в Думе не произвело ни на депутатов, ни на общественность никакого впечатления.
6-7 июня - Путин проводит успешный визит в Италию, декларируя (на фоне переговоров с Клинтоном) самостоятельное европейское направление российской политики. Инициатива российско-европейской ПРО в Италии, резко выступавшей против американских планов, встречена вполне благожелательно. Путин продолжает начатую в Лондоне традицию твердо либеральных выступлений перед деловыми элитами, полностью соответствующих принципам программы Грефа. Борьба за инвестиции идет, как отмечают комментаторы, складно. С Путиным в Рим поехал московский мэр Лужков.
7 июня - Борьба между Путиным и губернаторами принимает, наконец, публичный характер. Совет Федерации, по собственной инициативе взявшись за обсуждение федеративных законопроектов, проводит истерическое заседание, на котором резко критикует федеративную реформу, создает согласительную комиссию и предлагает 16 поправок к проекту закона о формировании сената, требуя сохранить за губернаторами право отзывать своих представителей, настаивая на принципе постепенной ротации и пр. Недовольство усугубляется кулуарными разговорами о том, что компенсации потерь, о которых Путин объявил региональным лидерам в своем телеобращении, могут быть у них отобраны. Представители президента дают понять, что компромисс с Советом Федерации мало реален.
8 июня - Анонсирован визит Путина в Северную Корею по дороге на Окинаву в 20-х числах июля. Сенсационная новость приходится аккурат на переговоры между российскими и американскими военными по нестратегической ПРО, направленной преимущественно против коммунистического корейского режима. Цели поездки не разъяснены. Очевидно, Россия, за 10 лет реформ полностью уступившая свое влияние в Пхеньяне китайцам, стремится его восстановить и принять активное участие в процессе объединения двух Корей: о визите в КНДР объявлено за несколько дней до исторического саммита Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в Пхеньяне.
9 июня -
После одобрения плоской ставки подоходного налога и налоговых льгот, Дума одобряет еще и регрессивную ставку соцналога. Думские дискусии по спорным вопросам соцналога четко показывают, что как из Кремля, так и из правительства депутаты получают противоречивые сигналы. В итоге депутаты принимают решение, нарушающее договоренность правительства с Пенсионным фондом: парламентарии хотят включить пенсионные взносы в единый соцналог уже со следующего года. Кроме того, депутаты предложили более радикальную, нежели правительство, нижнюю ставку социального налога - 2%. Наблюдатели оценивают этот неожиданный демарш, как удар, нанесенный Путиным, по позициям волошинской команды.
13 июня - Арестован Владимир Гусинский. Из офиса Генпрокуратуры, куда он был вызван, его отправляют в Бутырскую тюрьму. Арест Гусинского по подозрению в совершении махинаций на сумму 10 млн. долларов (дело "Русского видео") застает Путина в Мадриде, прямо перед аудиенцией у испанского короля Хуана Карлоса. Первая реакция Путина крайне сбивчива: он заявляет, что арест Гусинского для него неожиданость и "сомнительный подарок", настаивает на независимости органов прокуратуры, у которых, как он надеется, были достаточные основания. Замечание Путина о том, что он не может связаться с генеральным прокурором, становится главным информационным проколом Путина.
Канал НТВ организует "Глас народа", где с наиболее резким заявлением выступает Борис Немцов, потребовавший от Путина незамедлительно уволить кремлевского администратора Волошина. Общественное мнение складывается не в пользу Путина - политическая элита настойчиво требует освобождения Гусинского. Вашингтон также делает замечание. Топ-менеджер "Моста" Малашенко отправляется в Мадрид, где делает заявления о репрессиях и тоталитарных импульсах новой власти. Визит Путина в Мадрид испорчен совершенно.
14 июня - Вскоре после встречи с Путиным глава Счетной палаты Степашин
вносит в Бюджетный комитет законопроекты, сильно расширяющие ее полномочия. Похоже, что президент высказал общее одобрение планам Степашина - ему нужен альтернативный орган, который владеет информацией по деятельности и Минфина, и крупных корпораций, и министерств. Палата превращается в своеобразного внешнего аудитора экономической деятельности правительства (аналогичным образом Путин постоянно усиливает Совет Безопасности в качестве своеобразной альтернативы администрации президента). В то же время такие инициативы главы Палаты как право безакцептного списания средств со счетов, приравнивающие полномочия Палаты к правам судебной власти, не получили "автоматического" одобрения. По совету Путина Степашин готовится к проверке крупнейших госкорпораций.
16 июня - Под давлением общественного мнения, вынудившего Путина уже в Берлине публично охарактеризовать арест чрезмерной мерой, вечером Гусинского освобождают под подписку о невыезде. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве с отягчающими обстоятельствами. Изменение меры пресечения разрешает острую фазу кризиса вокруг Гусинского, отразившегося на всех внутриполитических процессах. Федеративная реформа, также дающая поводы разговорам об авторитарной угрозе, вызывает уже меньшее единодушие в Думе: либеральные фракции говорят о возможном разрушении согласия вокруг реформы. Между тем деловая часть визита в ФРГ выглядит вполне успешной.
После временного затишья Гусинский появляется в прямом эфире НТВ (и CNN, которое транслирует этот эпизод) и обвиняет Путина в том, что тот лично санкционировал его арест, а администратор Волошин, напротив, узнал о нем из новостей. СМИ Гусинского выстраиваются в жесткую оппозицию Путину. Намечается необъявленная оппозиционная коалиция Гусинского с Березовским.
22 июня - После истории с Гусинским бизнес-сообщество не совсем адекватно воспринимает смутное намерение Прокуратуры опротестовать приватизацию "Норильского никеля". Однако эта история не имела сенсационного продолжения:
Владимир Потанин попросил президента о вмешательстве, вскоре Владимир Путин встретился с предпринимателем, и после того претензии Прокуратуры как-то растаяли в воздухе. Попытки СМИ представить арест Гусинского чуть ли не как войну президента или его администрации с российским бизнесом лопнули, как мыльный пузырь.
23 июня - Дума принимает во втором и третьем чтении законопроект о реформе Совета Федерации - в кремлевской редакции и полностью прокатив все предложенные губернаторами поправки. Губернаторам не отдана ни мягкая ротация, ни возможность отзывать сенаторов и назначать своих представителей самостоятельно. Закон, чреватый новым витком противостояния между Путиным и сенатом, принят зыбким конституционным большинством в 308 человек - на пути от первого чтения 31 мая Дума потеряла 54 голоса в поддержку закона: прямое следствие давления со стороны губернаторов, Березовского и кризис вокруг Гусинского.
28 июня - Разогретый профильными комитетами и руководством палаты Совет Федерации, впервые организовав тайное голосование, 129 голосами против 13 наложил вето на закон о сенате. В ответ на резкую дипломатию и попытку взять на испуг со стороны Кремля губернаторы отказались и от ими же инициированной согласительной комиссии, встав в позу решительного противостояния. Дума начала готовиться к преодолению вето, но ближе к вечеру, понимая, что неудача с преодолением вето может решительно повлиять на судьбу реформы и неуверенный в наличии необходимой поддержки в Думе, Путин через Думу выдвигает сенату агрессивно-примирительный ультиматум, требуя срочно (уже поджимают сроки думской сессии) принять решение о согласительных процедурах.
В затянувшемся конфликте Совет Федерации распространит согласительные процедуры и на остальные два федеративных закона, в первую очередь, на принятый во втором чтении закон о местном самоуправлении. Кроме мягкой ротации, возможности отзыва сенаторов и самоличного назначения губернаторских представителей, сенат требует переголосовать поправку, лишающую губернаторов возможности отстранять от должности местных руководителей.
28 июня - Правительство утверждает программу радикальных экономических реформ Германа Грефа.
По словам разработчиков, им не пришлось отказываться от принципиальных положений. Идеология программы - создание приемлемых условий для ведения нормального бизнеса и осуществления инвестиций в России. Декларируется защита прав собственности, создание равных условий конкуренции, нахождение оптимального баланса участия государства в экономике, изменение социального контракта между государством и обществом. Планируется снизить уровень вмешательства государства в экономику. Локомотивом экономического роста должен стать частный капитал. Однако программа недостаточно конкретна, и у профильных министерств есть масса возможностей выхолостить содержание планируемых реформ.
3 июля -
Путин и Касьянов с удовлетворением подводят итоги состоявшихся на днях собраниях акционеров "Газпрома", РАО ЕЭС и Сбербанка. Везде государству удалось усилить свое влияние. Особенно это чувствуется в газовой монополии: Вяхирева теперь можно снять простым большинством голосов Совета директоров, причем у самого "Газпрома" в нем только 4 места из 11. Всегда спорная кандидатура Чубайса прошла в Совет директоров энергетической монополии только благодаря частным акционерам. Таким образом, государство несколько дистанцировалось от разработанной командой Чубайса концепции реструктуризации.
Путин впервые проводит совещание, посвященное кредитно-денежной политике. В Кремль были приглашены первые лица правительства и Виктор Геращенко. Как выяснилось,
президента беспокоит нарастающая инфляция и одновременно возможность сильной ревальвации рубля, к которой склонен ЦБ. Глава государства, таким образом, задал Минфину и ЦБ задачу: как избежать крайностей этих процессов, а также продемонстрировал, что следит не только за ВВП и бюджетом, но и за основными параметрами денежно-кредитных отношений.

Hosted by uCoz